История епархии

 

ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ (1775 - 1837)

 

Результатом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. было подписание 10 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийского мирного договора, за которым к России переходила территория между Днепром и Южным Бугом, Азов, Керч, Еникале и Кинбурн. Кроме того, в текст договора был включен пункт, который обязывал Турцию гарантировать "твердую защиту христианскому закону и церквам его", что обеспечивало распространение влияния российской православной церкви на территорию и население Балкан, а 8 апреля 1783 года к России был присоединен Крымский полуостров. После этих событий началось активное заселение южных степей и строительство таких городов как Херсон, Николаев, Екатеринослав и других. Население новоприобретенных земель постоянно увеличивалось, а вместе с этим увеличивалось количество церквей. Вследствие трудностей управления разрозненных территорий, правительство решило объединить их под единым управлением и 9 сентября 1775 года царским указом создавалась второклассная епархия - Славянская и Херсонская, владыкой которой был назначен болгарин Евгений Булгарис с резиденцией в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Новосозданная епархия протянулась с северо-запада от берегов Днепра (под Кременчугом) до южного берега Тавриды, а с востока на запад - от Черноморья и устья Дона к берегам Днестра и имела 232 церкви, 2 монастыря, 11 православных и 4 раскольничьих часовни, 1476 человек духовенства.

Прибывши 23 октября 1776 г. в Полтаву, архиепископ Евгений организовал там Славянскую духовную консисторию, а также духовные правления. В Новороссийской губернии было создано 6 правлений: Кременчугское, Полтавское, Кобелякское, Елисаветградское, Новомиргородское, Славянское и Херсонское. В последнее входили все новоприобретенные земли, где было 5-6 иеромонахов в с.Покровском на месте Запорожской Сечи и 39 рядовых священников.
 
После присоединения Крыма в 1783 году указом Екатерины II было создано Екатеринославское наместничество. В связи с этим епархию Славянскую и Херсонскую было переименовано в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую. Местопребыванием архиереев официально с апреля 1784 года считался Кременчуг, но, несмотря на это, они оставались в Полтаве.
 
7 марта 1787 года была создана Феодосийская и Мариупольская епархия, и новому архиепископу Амвросию Серебренникову добавили управление Молдовлахиею, а после смерти митрополита Кефайского и Готфийского Игнатия (16 февраля 1786 г.) его епархия перешла в ведение екатеринославского архипастыря.
 
С переименования Екатеринославского наместничества в Новороссийскую губернию, а города Екатеринослава в Новороссийск, 21 декабря 1797 года был издан указ об упразднении Екатеринославской епархии и основании новой - Новороссийской и Днепровской. Изменилась и территория епархии: после окончания второй русско-турецкой войны Россия за Ясским мирным договором 29 декабря 1791 года получила Очаковскую область между Днестром и Бугом, которая в церковном отношении была присоединена к Новороссийской епархии.
 
После вхождения Полтавы в новосозданную Малороссийскую губернию 31 декабря 1797 года кафедра была перенесена в Новомиргород Новороссийской губернии, куда со всем своим штатом, консисторией и семинарией перешёл владыка Гавриил Бакулескул-Бодони. По указу от 25 июня 1803 года епархия стала именоваться Екатеринославской, Херсонской и Таврической и 4 декабря того же года архиерейская кафедра перешла из Новомиргорода в Еатеринослав. По данным 1827 года в Екатеринославской губернии насчитывалось 360 церквей, Херсонской - 271, Таврической - 64. В связи с большими размерами Екатеринославской и Херсонской епархии и увеличением в ней церквей было решено разделить ее на две - Екатеринославскую и Херсонскую, о чем и вышел указ 9 мая 1837 года. В состав второклассной Херсонской епархии вошли Херсонская и Таврическая губернии. Местопребыванием херсонских архиепископов была определена Одесса, куда и переехал последний архиепископ Екатеринославский и Херсонский Гавриил Розанов.
 
 
ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ (1837-1918)
 
24 июля 1837 года, после приезда в Одессу, архиепископ Гавриил провел свою первую молитву, а затем торжественно, в присутствии новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, была открыта Духовная Консистория - владыка вступил в управление епархией. Сразу же он взялся за устройство архиерейского дома, в чем ему активно помогал генерал-губернатор. За 11 лет управления епархией архиепископ Гавриил Розанов много сделал для развития православия в южном крае: при устроенном архиерейском доме открыта домовая церковь, построен ряд церквей в Одессе (Петропавловская, Сретенская и др.), в Херсоне сооружена церковь Николая Чудотворца (1842), 1 октября 1838 г. начала действовать Одесская духовная семинария, в 1844 г. основан женский Одесский Свято-Архангело-Михайловский монастырь.
 
Активная работа проводилась в это время с сектантами и раскольниками. В 1838 году вследствие увещеваний Гавриила в единоверие обратились херсонские беспоповцы; в 1846 г. приняли единоверие раскольники с.Калиновка, а в 1844 г. - духоборы с.Терпения. Часто преосвященный сам ездил к ним, убеждал, почти учил православию.
 
2 мая 1848 года архиепископ Гавриил переводится в Тверь, а на его место назначается харьковский архиепископ Иннокентий Борисов (1800-1857). После осмотра епархии он решает произвести здесь коренные изменения. Это касалось прежде всего духовно-учебных учреждений и монастырей. Владыка разрабатывает план перестройки Бизюкова монастыря близ г.Берислава: назначить хорошего настоятеля, который бы умело распорядился 26 тысячами десятин земли, создать в обители школу для подготовки причетников или перевести туда Елисаветградское училище. Семинарию и училище Иннокентий решил разместить в Одесском Успенском монастыре. В 1853 году он учредил в Херсоне должность викария для борьбы с влиянием римско-католической церкви, т.к. в 1849 г. в этом городе была основана католическая епархия.
 
В 1852 году жители Херсона и ближайших к Касперовке деревень по указу от 25 января получили благословение Святейшего Синода и разрешение местной власти ежегодно на праздник Вознесения делать крестный ход с иконой богоматери с Касперовки в Херсон. Тут икона оставалась от Вознесения до праздника Пер. Апостолов Петра и Павла, а 21 мая 1853 года был издан указ о проведении такого же хода в Николаеве.
 
С самого начала своего управления Херсонской епархией архиепископа Иннокентия не покидала мысль об отделении Таврической губернии и создания там новой епархии. Эти начинания были прерваны событиями Крымской войны (1853-1856 гг.), в стороне от которой не стояла и православная церковь. Не только в осажденном Севастополе, но и в военных госпиталях Николаева, Херсона и Одессы ухаживали за ранеными сестры разных православных общин. 26 октября 1855 г. Александр II, при посещении Херсона на пути в Крым, оставил в Успенском храме грамоту "дарованную жителям Херсонской губернии за пожертвования их в пользу армии, защитившей возлюбленное отечество в войне 1853-1855 гг.". Многие священнослужители военного духовенства участвовали в военных действиях в Крыму.
 
После окончания Крымской войны Иннокентий снова обратился к вопросу о создании Таврической епархии, в результате чего 16 ноября 1859 года по просьбе православных жителей Крымского полуострова "именным высочайшим указом 6 ноября от Херсонской епархии отделена вся Таврическая губерния и преобразована в отдельную епархию 2-го класса, с основанием архиерейской кафедры в г.Симферополе и наименованием начальника новой епархии архиепископом Таврическим и Симферопольским".
 
До 1859 года в Херсонской епархии было 5 монастырей, 2 скита, 6 киновий и 624 церкви. Вместе с Таврической губернией от Херсонской епархии отделились обители и церкви, которые там находились: Первоклассный Балаклавский Георгиевский монастырь, Бахчисарайский Успенский скит и 6 подведомственных ему киновий, 11 соборных храмов и 121 приходская церковь. В результате в Херсонской епархии осталось 4 монастыря (один женский), 1 скит, 12 соборных храмов, 446 приходских церквей, 2 церкви при монастырях, 7 кладбищенских, 9 при учебных и богоугодных заведениях, 1 домовая, 15 приписных молитвенных домов и часовен. В дальнейшем количество церквей и монастырей постоянно увеличилось. В 1886 году в епархии уже насчитывалось 575 церквей: 517 соборных и приходских, 8 монастырских, 50 домовых, кладбищенских и приписных без приходов. Возле Херсона открылся новый женский Благовещенский монастырь.
 
После появления в 1884 году "Правил о церковно-приходских школах" в епархии активно создавались одноклассные и двуклассные церковно-приходские школы, а также воскресные. В церковно-приходских школах преподавались Закон Божий, церковнославянское и русское чтение и письмо, арифметика, черчение и русский язык с чистописанием, а в двуклассных также давались сведения по географии, истории и естественным наукам. На протяжении трех десятилетий (1885-1914 гг.) количество церковно-приходских школ непрерывно увеличивалось и только в 1915 году стало уменьшаться, вытисняясь гражданскими. Наиболее крупными школами епархии были: в Херсоне - при церквях Николая Чудотворца и Сретения Господня; в Николаеве - при Рождество-Богородичном соборе, при Богородичной Всех Скорбящих Радости (Ново-купеческой) церкви; в Одессе - при Крестовоздвиженской, Алексеевской церквях и др.
 
В 1905 г. во главе епархии стал Димитрий Ковальницкий (1839-1913). Время его руководства епархией было тяжелым. Революция 1905-1907 гг. вызвала активное противодействие со стороны православной церкви. Большая роль в этом принадлежала и члену Предсоборного Присутствия, архиепископу Херсонскому и Одесскому Димитрию. Владыка осудил революционные события, назвав их одним из проявлений "смуты" и "беспорядка": "...наш город в эти дни стал похожим на несчастный город, который взят с бою диким или на войне одичавшим, дошедшим в борьбе до исступления, забывшим все человеческое, врагом. Вот до чего довели сборища всяких забастовщиков - шумные и бесчинные..." (из речи архиепископа Димитрия 22 октября 1905 года).
 
Все последующие годы православному духовенству довелось пожинать плоды первой русской революции, принесшей с собой зерна неверия и безбожия. И эти зерна дали ростки не только среди паствы, но и среди духовенства. Впервые появляются идеи реформы Русской Православной Церкви, в умах начинают бродить зачатки будущего раскола в Украине.
 
Последним дореволюционным Херсоно-Одесским архиепископом был Назарий Кириллов (1850-1928). Его руководство пришлось на тяжелые годы Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны. С первых же дней начала военных действий против Германии и Австро-Венгрии епархия начала оказывать помощь русским войскам. По предложению архиепископа Назария в 1914 году был сформирован отряд из братии и иеромонахов Григорие-Бизюкова монастыря, их научили санитарному делу и отправили на фронт. Был организован сбор денег, устроены лазареты для раненых при госпитальных церквях в Николаеве и Одессе, в Свято-Григориевском Бизюкове, Свято-Архангело-Михайловском женском в Одессе и других монастырях. "Наша священная обязанность - взять на себя разные заботы для облегчения судьбы больных и раненых на войне воинов..." (из пропозиции архиепископа Назария духовенству Херсонской епархии).
 
В 1917 году по стране пронеслись вихри революционных событий, которые не только подорвали устои Русской Православной Церкви, но и изменили всю ее будущую судьбу.

 

ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ (с 1991 по ныне)
 
Херсонская епархия УПЦ образована решением Священного Синода УПЦ 11 февраля 1991 г. в результате деления Одесской епархии.
 
Первым Правящим Архиереем епархии стал митрополит Леонтий (Гудимов Иван Афанасьевич).
 
Ему пришлось возрождать некогда славную Херсонскую кафедру, где к концу первого года его архипастырского управления уже насчитывалось 86 приходов.
 
14 января 1992 г. херсонское духовенство с верующим народом отметили 30-летний юбилей святительского служения митрополита Леонтия Церкви Христовой (хиротонисан в 1962 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре). 16 марта 1992 г. он почил о Господе. Похоронен в ограде Свято-Духовского кафедрального собора в г. Херсоне.
 
В период вдовства епархии после смерти митрополита Леонтия временно управляющим Херсонской епархией был назначен архиепископ Одесский и Измаильский Лазарь (Швец), ныне митрополит Симферопольский и Крымский.
 
Решением Священного Синода УПЦ от 29 июля 1992 г. в Херсонскую епархию из Ивано-Франковской и Коломыйской епархии был переведен Епископ Иларион (Шукало).
 
Решением Священного Синода УПЦ от 11 июля 1997 г. он был освобожден от управления Херсонской епархией в связи с назначением на Донецко-Мариупольскую и Горловско-Славяногорскую епархии. При управлении епископа (с 1996 г. - архиепископа) Илариона был отреставрирован Преображенский нижний предел Свято-Духовского кафедрального собора с постройкой колокольни.
 
5 сентября 1996 г. в числе местночтимых святых прославлен новомученик архиепископ Херсонский Прокопий (Титов; расстрелян 23.11.1937 г.). По случаю торжеств Херсонскую епархию с архипастырским визитом посетил Блаженнейший Митрополит Владимир.
 
С 22 июня 1997 г. по 30 марта 1999 г. Управляющим Херсонской епархией был епископ Иов (Смакоуз), ныне епископ Каширский, викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в Канаде.
 
Продолжались работы по реставрации Свято-Духовского кафедрального собора и Свято-Успенского кафедрального собора, который праздновал в 1998 году 200-летие. В дни празднования юбилея Успенского собора состоялось перезахоронение в нем оскверненных безбожниками останков, погребенных в нем викарных Новомиргородских епископов – Николая и Далмата, проживавших в Херсоне.
 
На улице Краснофлотской (ныне - Богородицкая) продолжалось устройство архиерейской резиденции во флигеле на территории старинного Архиерейского дома - архитектурного памятника начала XIX века.
 
Освящены новопостроенные храмы – Покровский в Каховке, Иверский нижний предел Андреевского собора в Н. Каховке, Николавский тюремный в Дарьевке, отреставрированный Рождество-Богородичный в с. Князь-Григорьевке Лепетихского благочиния, открыты приходы в г. Херсоне в честь Касперовской иконы Божией Матери в м/р-не «Корабелл» и иконы Божией Матери "Знамение" в м/р-не Шуменский, храм бывшего подворья Корсунского монастыря. Начато возобновление монашеской жизни и восстановление Свято-Григорьева Бизюкова монастыря.
 
Учреждено Свято-Сретенское молодежное общество при кафедральном соборе, при многих храмах развивалась деятельность воскресных школ для детей и взрослых с паломническими поездками по Святым местам России и Украины. Изданы конспект по Сектоведению преподавателя Киевской Духовной семинарии В.М. Чернышева «Меч обоюдоострый» и 5-титысячным тиражом труд местного краеведа Е. В. Горностаева «По страницам истории Православных церквей Херсона». Налажен регулярный выпуск епархиальной газеты "Православная Таврия".
 
С апреля 1999 по ноябрь 2006 года Управляющим Херсонской епархией был архиепископ Ионафан (Елецких).
 
Проведены межхристианские торжества в концертном зале "Юбилейный" в честь 2000-летия Рождества Христова, а также постоянная борьба за единство канонического Православия на Херсонщине.

Написаны и изданы литургические и музыкальные труды (Толковый Путеводитель по Божественной литургии, Покаянный Великий канон святого Андрея Критского - новый перевод на славянский и русский языки, книга о преп. Феодоре Студите, музыкальный сборник "Осанна").

В результате многолетних ходатайств, осуществлена передача в собственность епархии здания бывшего детского сада на территории собора для устройства в нем церковной школы (училища).

Совершена паломническая поездка в Троице-Сергиеву Лавру и встреча со Святейшим Патриархом Алексием духовенства Херсонской епархии (2006 год), при которой произошла передача Святейшим Патриархом Алексием иконы со св. мощами преп. Сергия Радонежского в ответ на просьбу архиепископа Ионафана для храма преп. Сергия Радонежского в Железном порту.

Освящены место для "морской" часовни на набережной Днепра во имя святителя Николая Чудотворца, памятник основателю Херсона князю Потёмкину и первый храм во имя свято праведного воина-флотоводца Феодора Ушакова, переданы в Свято-Духовский собор икона с частицею св.мощей Феодора Ушакова и икона с частицею св. мощей святителя Иннокентия Херсонского.

Совершались регулярные посещения херсонских детских домов, тюрем и интернатов, раздачи рождественских и пасхальных подарков заключённым СИЗО. Регулярные пастырские беседы на херсонском телевидении в программе "Территория души", организация регулярных радиопередач с участием духовенства. Трансляция ночного Пасхального богослужения в полуразрушенном (в то время, восемь лет назад) Свято-Успенском Соборе ("Топ-радио»).

Передача херсонской русскоязычной школе Гуманитарного труда обширной библиотеки русской классической литературы, полученной при содействии посла РФ в Украине Виктора Черномырдина. Ежегодное проведение в Свято-Духовском соборе духовно-музыкальных благотворительных вечеров с участием академического хора "Киев", студенческого хора херсонского государственного университета и солистов струнного квартета херсонской филармонии.

Организация и проведение в херсонском художественном музее фотовыставки "Пастырь добрый" (в честь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира). Совершение общегородского Крестного Хода по случаю юбилея обретения Касперовской иконы Божией Матери.

Совершение "миссионерских" Литургий в Свято-Духовском кафедральном соборе с кратким комментарием смысла действий священнослужителей.
 
C 22 ноября 2006 года и по настоящее время Управляющим Херсонской епархии является митрополит Иоанн (Сиопко).
 
В марте 2007 года обретены мощи архимандрита Варсонофия (Юрченко), которые стали почивать в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона. Впервые за всю историю Херсонской епархии на Пасху, в апреле 2007 года, был торжественно встречен Благодатный огонь из Иерусалима. К 165-летнему юбилею, в мае 2007 года, Николаевский храм на Забалке в Херсоне получил статус Свято-Николаевского Морского собора. 31 мая 2007 года, согласно рапорту архиепископа Иоанна, Священный Синод УПЦ благословил открытие Благовещенского женского монастыря в поселке Приозерное (г. Херсон).
 
Освящены четыре новопостроенных храма и один отреставрированный: два храма в честь Рождества Богородицы в с. Гладковка Голопристанского района и в Антоновке Скадовского района, а также в честь Рождества Предтечи в Чаплынке и Покровский в с. Ново-Алексеевка. Из отреставрированных - Свято-Покровский храм в Чаплынке.
 
Возобновлен выпуск епархиальной газеты "Православная Таврия". В 2007 году по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна впервые изданы акафисты Херсонским святителям - архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию, в память 150-летия со дня преставления, и священномученику Прокопию, архиепископу Херсонскому, в память 70-летия со дня мученической кончины.
 
В феврале 2008 года впервые издан акафист покровителю города Херсона святому и праведному воину Феодору Санаксарскому (Ушакову).
 
В 2008 - 2011 годах впервые изданы акафисты Херсонским святым: преподобному Варсонофию Херсонскому, блаженной Домнике Алешковской и преподобной Евтропии Херсонской, а также составлены службы этим святым. Канонизация этих святых состоялась в Свято-Духовском кафедральном соборе: 9 августа 2008 года - преподобного Варсонофия Херсонского, 15 июля 2009 года - блаженной Домники Алешковской, 9 августа 2011 года - преподобной Евтропии Херсонской.
 
14 декабря 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира постановил разделить Херсонскую епархию на две самостоятельные - Херсонскую и Новокаховскую. За Преосвященными Херсонской епархии оставили титул «Херсонский и Таврический».
 
Синод оставил управление Херсонской епархией за Преосвященным архиепископом Иоанном (Сиопко).
 
В Херсонской епархии остались город Херсон, Белозерский, Голопристанский, Каланчакский, Скадовский, Цюрупинский, Чаплинский районы Херсонской области.
 
В Новокаховской епархии - Бериславский, Великоалександровский, Великолепетихский, Верхнерогачикский, Высокопольский, Генический, Горностаевский, Ивановский, Каховский, Нижнесерогозский, Нововоронцовский, Новотроицкий районы и город Новая Каховка.

После раздела в Херсонской епархии насчитывается 11 округов, в которых 173 приходов, храмов и часовень, один действующий мужской монастырь и один женский монастырь.